Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Дагестан
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Статья заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан Гасановой К. Ш.

Концепция централизации бухгалтерского учета в Федеральном казначействе и ее реализация в Управлении  Федерального казначейства по Республике Дагестан.

Изменения последних лет в сфере финансового управления, активное внедрение информационных технологий в сфере государственных и муниципальных финансов, принятие и реализация концепции Электронного бюджета приводят к необходимости пересмотра подходов к учетным процессам, проходящим в государственных органах. Одной из основных задач управления государственными финансами является повышение эффективности бюджетных расходов, при этом централизация учета и отчетности обозначена одним из приоритетных направлений в деятельности Федерального казначейства в решении поставленной задачи.

Развитие информационных технологий, замена бумажного документооборота на электронный дают не только возможности организовать единое информационное пространство, выстраивать учетные процессы на современном уровне, но и предъявляют новые требования как к программному обеспечению, соблюдению информационной безопасности, так и к уровню квалификации персонала. Кроме того, реализация данного проекта позволяет решить проблему удаленности территориальных органов и связать их с централизованной бухгалтерией юридически значимым электронным документооборотом.

Создание централизованной бухгалтерии позволит унифицировать учетные процедуры на базе единой методологии, что особенно актуально в настоящее время, в период реформирования бухгалтерского учета для приведения его к требованиям международных стандартов, обеспечить формирование отчетности о финансовом состоянии и деятельности органов государственной власти в новом формате.

Функционирование в едином информационном пространстве позволяет финансовым органам иметь доступ ко всем объектам централизованного учета и оперативно получать информацию об их финансовой деятельности, тем самым создавая возможность для повышения эффективности управления финансовыми активами.

В ходе коллегии Федерального казначейства в 2018 году, министр финансов РФ А.Г.Силуанов обозначил, что Федеральное казначейство должно стать полноценной платежной системой и единой «бухгалтерией правительства» и федеральных органов власти. На переход к новой роли отводят два года. Казначейство за эти два года должно стать полноценной платежной системой, а также взять на себя роль централизованной бухгалтерии для правительства.

«К 2021 году казначейству предстоит стать единой централизованной бухгалтерией для правительства и федеральных органов власти»,- заявил министр. До конца 2018 года планируется произвести подготовительные мероприятия для перевода на централизованный учет в казначействе не менее десяти органов власти уже с 1 января 2019 года.

Таким образом, с 2018 года Федеральное казначейство начало постепенный переход на осуществление полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов):

-

по ведению бюджетного учета;

 

-

формированию бюджетной отчетности;

 

-

начислению и перечислению оплаты труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ.

Исполнение перечисленных полномочий обеспечено рядом характеристик казначейства, которое:

-

осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета и кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы РФ;

 

-

обеспечивает ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения всех бюджетов бюджетной системы РФ, фактически уже выполняя роль «централизованной бухгалтерии» по кассовым операциям всех бюджетов бюджетной системы РФ.

Также Федеральное казначейство, как оператор ГИИС Электронный бюджет (далее – ГИИС ЭБ), располагает всей необходимой информационно-коммуникационной инфраструктурой и опытом ее эксплуатации. Благодаря использованию единообразного программного обеспечения, Федеральное казначейство уже давно является, по сути, «главным методологом страны».

Полноценное внедрение новой централизованной организационно-функциональной модели бюджетного учета в Федеральном казначействе займет несколько лет. Основные целевые показатели по отношению к процедурам ведения учета и формирования отчетности можно определить как:

-

снижение на 30% трудоемкости и стоимости ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности при исполнении федерального бюджета;

 

-

обеспечение 95% уровня своевременности формирования и представления бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета;

 

-

снижение на 50% общего числа выявленных по результатам проверки показателей отчетности Счетной палатой РФ нарушений требований нормативных правовых документов по бюджетному учету и отчетности субъектами учетных и отчетных процедур федерального уровня, передавшими полномочия казначейству.

Следующему этапу модернизации организационно-функциональной модели будут свойственны три основных направления развития Федерального казначейства как централизованной бухгалтерии:

-

технологическое;

 

-

нормативно-правовое;

 

-

организационно-функциональное.

Технологическое направление связано с развитием ГИИС ЭБ. При вводе в эксплуатацию разрабатываемых подсистем и их компонент, операции и данные  из информационных систем бухгалтерий учреждений будут постепенно «мигрировать» в Централизованную бухгалтерию Федерального казначейства. С 2018 года пилотное осуществление полноценного централизованного бюджетного учета в ГИИС ЭБ проводят головной и территориальные органы Росаккредитации.  По всем федеральным органами власти и бюджетным учреждениям (кроме закрытой части финансирования), начиная с годовой отчетности за 2017 год, Федеральное казначейство осуществляет прием отчётности в ГИИС ЭБ.

Централизация учетных и отчетных процедур невозможна без развития нормативно-правовой базы, которое должно гарантированно наделить субъектов централизации:

-

необходимыми статусами и полномочиями;

 

-

решить ряд методологических и организационно-технологических вопросов.

Основные правовые механизмы будут включены в новую редакцию Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, существует ряд нормативных актов, которые необходимо откорректировать или разработать вновь. Полномочия Федерального казначейства при централизованном ведении бюджетного учета и формировании  отчетности должны быть зафиксированы в изменениях к постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе». В инструкциях по бюджетному учету должен быть отражен порядок ведения бюджетного учета участниками бюджетного процесса и Федеральным казначейством при централизованном ведении бюджетного учета:

-

бюджетных ассигнований;

 

-

лимитов бюджетных обязательств;

 

-

бюджетных и денежных обязательств.

Развитие организационно-функционального направления связано  с необходимостью внесения существенных изменений в перечень основных и обеспечивающих функций Федерального казначейства. С 2013 года началось создание ФКУ Центр по обеспечению деятельности Казначейства России и его территориальных подразделений, на который возложены обязанности по централизованному выполнению всех обеспечивающих функций для органов Федерального казначейства, в т.ч. услуг связи, транспортных, коммунальных, по содержанию имущества, архивному обеспечению и т .п.

В целях осуществления функций по предоставлению сервиса по ведению централизованного бухгалтерского учета и составлению бюджетной отчетности субъектов учета, формированию и предоставлению бюджетной отчетности субъектами отчетности в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», для участия в мероприятиях по созданию и развитию подсистем государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» в части подсистем «Учет и отчетность», «Управление нефинансовыми активами», «Управление кадровыми ресурсами» в территориальных органах Федерального казначейства созданы Отделы централизованной бухгалтерии (далее - ОЦБ).

В дальнейшем, по мере внедрения соответствующих подсистем Электронного бюджета, на ОЦБ будут возложены функции по централизованному начислению заработной платы всем федеральным государственным служащим, а также ведению бюджетного учета федеральных казенных учреждений и федеральных органов власти.

В Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан ОЦБ создан в сентябре 2017 года. В настоящий период, основными задачами отдела является осуществление мониторинга информации, предоставляемой в подсистему «Учет и отчетность» ГИИС ЭБ и предоставление сервиса   по ведению централизованного бухгалтерского учета и составлению бюджетной отчетности субъектов учета, а также консультирование и оказание методической помощи субъектам отчетности в решении вопросов, относящихся к бюджетному учету и отчетности федеральных учреждений, расположенных на территории Республики Дагестан.

Мониторинг информации ОЦБ осуществлялся ежеквартально, согласно приказа Федерального Казначейства №512 от 30.12.2016г. «Об утверждении Порядка мониторинга в Федеральном казначействе информации, предоставляемой в подсистему «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

На 01.04.2018года было проведено 4 мониторинга вышеуказанной информации, проведена большая консультативная работа с субъектами отчетности по вопросам предоставления отчетности, по настройкам  согласования отчетных форм и в общем  по адаптации работы субъектов отчетности Республики Дагестан в подсистеме «Учет и отчетность» ГИИС ЭБ.       

При проведении мониторинга:

- контролируются сроки предоставления отчетности в соответствии с Приказом МФ РФ, ФК №28н от 22.11.16г.;

- проверяется состав представленной отчетности;

- устанавливается соответствие показателей классификаторам и справочникам;

- определяется наличие арифметических и логических ошибок;

- просматривается наличие Пояснительной записки  к отчётности, в т.ч. состава и содержания текстовой ее части.

Общее количество субъектов отчетности в Республике Дагестан, по которым осуществляется мониторинг отчетности 161, а комплектов сдаваемой отчетности – 177.

Из них:

  получателей бюджетных средств (ПБС) – 80

  распорядителей бюджетных средств – 3,

  администраторов доходов бюджета -6,

 бюджетных учреждений – 84, распорядителей бюджетных учреждений (РБС-АУБУ) -4

Всего в Электронный бюджет в подсистему «Учет и отчетность» за 2017 год субъектами отчетности было загружено  45 482 отчета, из них только по итогам 2017года - 11 147 отчетов.

При проведении анализа проведенных мониторингов стала видна положительная динамика в вопросах предоставления отчетности субъектами отчетности, а именно в сроках и полноте представляемых отчетов. Если по итогам первого квартала неполные комплекты отчетов представили 36,5% субъектов отчетности, а нарушение сроков предоставления отчетов составляло 84%, то по результатам работы 4 квартала эти показатели снизились до 4,2% и 8% соответственно. Хотелось бы отметить, что основной поток нарушений сроков предоставления отчетности и неполных комплектов отчетности был вызван запретом главных распорядителей средств выгрузки отчетов подведомственными учреждениями в подсистему «Учет и отчетность» Электронного бюджета без предварительной проверки.

Целью централизации является повышение эффективности исполнения бухгалтерской функции в секторе государственного управления Российской Федерации путем трансформации действующей организационно функциональной модели ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности в централизованную модель с концентрацией основных операционных издержек в Федеральном казначействе.

Отметим, что Федеральное казначейство на протяжении последних нескольких лет вело активную подготовительную работу для того, чтобы приступить к поэтапному исключению отдельных бухгалтерских служб из учетно-расчетных процедур бюджетного процесса. Можно резюмировать, что постепенно традиционные для бухгалтера и экономиста федерального органа власти или учреждения функции, начинают выполнять исключительно органы Федерального казначейства. Причем казначеи будут скорее аналитиками учета, чем бухгалтерами и экономистами в привычном понимании.

 

 

Заместитель Руководителя

УФК по Республике Дагестан                                                    К.Ш.Гасанова